Итоги года в экономике России: укрощение инфляции и большая приватизация

Итоги уходящего года в экономике России можно охарактеризовать словом «стабилизация»: спад ВВП замедлился, цены на нефть на фоне договоренностей нефтяных держав устремились вверх, курс рубля в течение года не нервировал нас резкими колебаниями, а к концу года даже несколько укрепился. Инфляция оправдала казавшиеся невероятными прогнозы и достигла минимума в современной истории страны.

Вместе с тем, дефицит бюджета РФ в 2016 году вырос по сравнению с 2015 годом, несмотря на сокращение расходов незащищенных статей. Чтобы покрыть дефицит, Минфину пришлось нарастить заимствования, а правительство осуществило долгожданную большую приватизацию – в этом году были проданы сразу три крупных актива, которые принесли бюджету свыше 1 триллиона рублей.

На этом позитивно-нейтральном фоне шоком в конце года стали арест и незамедлительная отставка главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева. Экс-рулевой российской экономики подозревается в получении взятки в 2 миллиона долларов за положительное заключение, позволившее нефтяной компании «Роснефть» приобрести госпакет «Башнефти».

В новый год с новым министром

Алексей Улюкаев руководил Минэкономразвития чуть больше трех лет, он был сторонником снижения госдоли в экономике и активно выступал за проведение приватизации. Однако продажа крупных ликвидных активов постоянно откладывалась – сначала из-за неблагоприятной ситуации на рынке, затем из-за санкций и других причин.

Но уже с самого начала 2016 года в Кремле и правительстве заговорили о неизбежности продажи госпакетов ряда крупных компаний, в том числе «Роснефти» и «Башнефти». Среди девяти претендентов на 50% акций «Башнефти» была и «Роснефть», причем большая часть экономических чиновников, в том числе и Улюкаев, изначально выступали против участия «Роснефти» в приватизации башкирской нефтяной компании.

Но глава «Роснефти» Игорь Сечин не отказывался от своих планов, и в итоге «Роснефть» 10 октября получила контроль над «Башнефтью». А 14 ноября министр был задержан, как заявляет следствие, с поличным при получении взятки. Причем дело в отношении Улюкаева, который до 15 января останется под домашним арестом, не ставит под сомнение саму сделку по приватизации. Приватизация самой «Роснефти» состоялась в декабре уже без участия Улюкаева.

Кресло министра экономического развития оставалось вакантным две недели, что породило очередную волну слухов о слиянии Минэкономразвития с Минфином.

В СМИ также назывались различные кандидаты на эту должность, но имени замминистра финансов Максима Орешкина, который в итоге возглавил МЭР, среди них не было.

34-летний минфиновец Орешкин стал самым молодым министром в правительстве. «Орешкин — экономист новой формации, не зашорен какими-либо старыми экономическими знаниями, школами и выступает с жесткими позициями — что не все госрасходы безусловно ведут к повышению темпов и качества экономического роста», — сравнил нового министра первый вице-премьер Игорь Шувалов с его предшественником либералом гайдаровской школы Улюкаевым.

Своей задачей на 2017 год Орешкин уже назвал ускорение роста российской экономики.

Большая приватизация

Размещение на Московской бирже 10,9% акций «Алросы» в рамках приватизации было в авангарде приватизации-2016. Оно состоялось в начале июля, и эта продажа принесла бюджету 52 миллиарда рублей. Сделка вызвала значительный интерес и привлекала широкий круг инвесторов, в том числе иностранных.

В результате приватизации доля РФ в алмазодобытчике снизилась до 33%, еще 25% плюс одна акция принадлежит республике Саха (Якутия), 8% — восьми улусам (районам) этой республики. В перспективе не исключается возможность приватизации дополнительно 8% акций «Алросы» уже в 2017 году, однако этот вопрос еще открыт и будет обсуждаться в правительстве.

Приватизация двух крупнейших нефтяных активов – «Роснефти» и «Башнефти» — сопровождалась спорами, интригами и закончилась в итоге расследованием в отношении Алексея Улюкаева.

Если в случае с продажей госпакета в 50% акций «Башнефти» финал был более или менее предсказуемым — «Роснефть», которая приобрела этот актив, считалась одним из главных претендентов на него, то итог приватизации 19,5% акций самой «Роснефти» оказался неожиданным для большинства наблюдателей. В числе претендентов назывались китайские, японские и индийские компании, и даже сама «Роснефть». В итоге покупателем стал консорциум Glencore и Катарского суверенного фонда, который среди кандидатов ни разу не звучал.

Подготовка к приватизации «Башнефти» активизировалась в середине лета, компания EY оценила госпакет в 297-315 миллиардов рублей.

В августе правительство неожиданно объявило о переносе продажи «Башнефти», решив продать сначала «Роснефть». Но и это решение было пересмотрено. Первый вице-премьер Игорь Шувалов объявил 30 сентября о возобновлении процедуры приватизации «Башнефти». Тогда же было подано и юридически обязывающее предложение по сделке от «Роснефти». Компании потребовалось меньше двух недель на приобретение башкирского актива за 329,7 миллиарда рублей‎.

Не откладывая в долгий ящик, правительство определилось и с приватизацией самой «Роснефти» и 7 ноября установило срок и ценовые ориентиры сделки: 710,8 миллиарда рублей не позднее 5 декабря (срок завершения расчетов с покупателем был установлен до 15 декабря).

Глава «Роснефти» Игорь Сечин 7 декабря доложил президенту РФ Владимиру Путину о завершении подготовки приватизации компании, а 10 декабря участники сделки сообщили о подписании соглашения.

Швейцарский трейдер Glencore и Катарский суверенный фонд приобрели 19,5% «Роснефти» за 692 миллиарда рублей, или 10,2 миллиарда евро. Но бюджет в результате были перечислены запланированные 710,8 миллиарда рублей (включая промежуточные дивиденды от «Роснефтегаза» на 18 миллиардов рублей), или 10,5 миллиарда евро.

Проведение сделки и предшествующее этому размещение облигаций «Роснефти» на 600 миллиардов рублей вызывало опасения относительно скачка курса рубля, однако этого не случилось и повторения ситуации «черного» декабря 2014 года удалось избежать.

Инфляция снижается, экономика пока не растет

Главным достижением в макроэкономике в 2016 году можно назвать укрощение инфляции. В начале года прогноз по инфляции в 6-7% после скачка цен на 13,9% в 2015 году казался излишне оптимистичным, если не сказать безосновательным. Но с каждым месяцем он становился все реалистичнее, а в декабре в правительстве и ЦБ уже смело заговорили о том, что инфляция по итогам 2016 года остановится на отметке около 5,5%.

На предстоящие три года власти закладывают в свои расчеты инфляцию в 4%, и ЦБ намерен добиться этого таргета. Для подтверждения своей решимости регулятор в этом году проводил достаточно жесткую денежно-кредитную политику, не снижая ключевую ставку незамедлительно вслед за инфляцией. При текущей годовой инфляции в 5,6% ставка ЦБ по-прежнему держится на отметке 10%. Банк России также дал четкий сигнал, что ждать очередного снижения ставки раньше первого полугодия 2017 года не стоит.

Что касается ситуации в экономике в целом, то и чиновники, и аналитики характеризовали ее режимом standby – вроде бы худшее позади, и она готова к «включению», но почему-то на кнопку «пульта» пока нажать некому. Во второй половине года экономика стала демонстрировать первые признаки оживления, но к устойчивому росту около 1% она перейдет не раньше следующего года, ожидают в Минэкономразвития.

Пока же экономике мешают низкий потребительский спрос россиян на фоне снижения реальных доходов, продолжающийся спад инвестиций, структурные проблемы и сохраняющиеся геополитические риски, в том числе санкции и колебания цен на нефть. Поэтому, по прогнозу правительства, в этом году спад ВВП составит 0,6%.

Курс рубля в завершающемся году продемонстрировал ощутимый прирост к основным резервным валютам, поднявшись в декабре к максимумам более чем за год – 60,47 против доллара и менее 64 против евро. Рост российской валюты к доллару составил около 22%, а к евро — более 25%.

Основным фактором укрепления стала нефть, но рубль в 2016 году проявлял высокую сдержанность, не реагируя незамедлительно на изменения нефтяных котировок.

Подрезка бюджета

Мировой рынок нефти устроил настоящий стресс-тест российской финансовой системе в начале 2016 года: стоимость барреля в отдельные дни опускалась ниже 30 долларов, а среднемесячный показатель в январе и феврале был чуть выше 30 долларов. Это заставило макроэкономистов поверить в реальность самых пессимистичных прогнозов, а Минфин решил резать бюджет – причем сделано это было быстро, без внесения поправок в сам документ: министерства и ведомства просто получили «урезанные» лимиты и должны были выкручиваться сами.

Глава Минфина Антон Силуанов заявил тогда, что проведенное 10-процентное урезание расходов – это максимум, на что можно было пойти, большее сокращение повлекло бы серьезное изменение структуры бюджета. А внесение поправок в главный финансовый документ страны было решено оставить до осени, когда общая картина в экономике станет более-менее ясной.

Решение было верным: поправки, подписанные президентом Владимиром Путиным в декабре, скорректировали среднегодовую цену нефти в параметрах бюджета-2016 с первоначальных 50 долларов до 41 доллара за баррель, а не до 30 – как предлагалось весной. При этом дефицит бюджета с учетом проведенного сокращения расходов мог бы остаться на прежнем уровне – 3,5% ВВП, но правительство решило поддержать оборонные предприятия и закрыть большую часть их кредитов за счет госгарантий на 800 миллиардов рублей. В итоге дефицит увеличился до 3,7% ВВП, а расходование Резервного фонда также осталось на первоначально запланированном уровне — 2,1 триллиона рублей.

Главный урок, который власти вынесли из этой истории, – необходимость четкого плана действий на случай подобных скачков цен. В результате в основных направлениях бюджетной политики появилось так называемое бюджетное правило, к которому Минфин намерен подготовить российскую финансовую систему в ближайшие три года.

Механизм правила еще обсуждается, но Минфин предлагает его применять исходя из базовой цены нефти в 40 долларов за баррель: если нефтегазовые доходы бюджета окажутся выше тех, которые прогнозировались при такой цене, то Минфин будет «стерилизовать» их в Резервном фонде, а если они окажутся меньше – правило предусматривает расходование резервов. Но прежде, чем правило заработает, правительство должно снизить дефицит бюджета до 1% ВВП.

Амнистия капитала

В 2016 году произошло еще одно знаменательное событие, реальные последствия которого мы сможем оценить только через год: в мае Россия присоединилась к многостороннему соглашению об автоматическом обмене финансовой информацией по налоговым делам (МСАА). Это позволит российской налоговой службе получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, в том числе так называемых офшоров, и спрятать информацию о своих сбережениях состоятельным гражданам будет практически невозможно.

Правда, полноценно Россия подключится к системе только с 2018 года, когда ФНС получит полную картину о налоговых делах российских налоговых резидентов за рубежом за 2017 год. Налоговики обещают, что информация, полученная в рамках такого обмена, может послужить поводом для проведения множества проверок.

Избавиться от возможных в будущем налоговых претензий можно было, воспользовавшись так называемой амнистией капитала. Она действовала с 1 июля 2015 года до 30 июня 2016 года и давала право российским налогоплательщикам добровольно задекларировать свои активы и счета, находящиеся в иностранных юрисдикциях. В обмен декларант освобождается от уголовной или административной ответственности, а также от уплаты налогов за прошлые периоды.

Глава ФНС Михаил Мишустин ранее отказался раскрывать какую-либо информацию об итогах амнистии, сославшись на налоговую тайну. Налоговики держат в секрете даже общее количество участников амнистии и общую стоимость задекларированного имущества и капитала – хотя Мишустин ранее называл кампанию успешной, а в последние дни действия амнистии ФНС жаловалась на настоящий ажиотаж со стороны декларантов.

Источник: РИА Новости/Прайм

Добавить комментарий