Бизнес по-прежнему нуждается в защите от контролёров и вирусов

Пожалуй, самым ярким событием форума стала ключевая сессия «Цифровая экономика: настоящее и будущее. Угрозы для бизнеса. Защита информации». Её модератором выступила Наталья Касперская, президент группы компаний InfoWatch. Информацией с участниками сессии поделились руководители самых известных в России компаний по расследованию киберпреступлений, представители Центрального банка и Финмониторинга. 

Речь шла о том, как защитить предприятия от глобальных вирусов, типа «уонна край» и «Петя», всевозможных андроид-троянов и «фишинга», то есть тех писем, которые приходят каждому из нас от вроде бы вполне легальных источников, содержат ссылки, которые заражают всю систему, обнаруживают место, с которого можно украсть средства, об опасностях интернет-банкинга. О том, как важно быть осторожным и иметь хорошую антивирусную и антитроянную защиту. Ну а финмониторинг объяснил, как не стать предметом пристального внимания контролирующих органов и не остаться ненароком с заблокированным счётом. А Центральный банк проинформировал о незащищённости модных криптовалют, тех же биткоинов. В зале оказалось всего три представителя бизнеса, которые имеют в наличии криптовалюту. 

Присутствовавшие в зале информационные зашитники компаний, а то и их руководители слушали очень внимательно и задавали вопросы. Например, бизнес интересует, не будут ли снижаться комиссии банков за безналичный расчёт. Сегодня комиссия доходит до трех процентов от оборота. Представитель ЦБ ответил, что платёжная карта «Мир», технология «Блокчейн» позволят снизить эти проценты. 

Были вопросы и об информационной безопасности. В частности о принудительном страховании информационных рисков и рисков от мошенничества по типу ОСАГО. Как отметила Наталья Касперская, в программе «Цифровая экономика» есть раздел «инфрмационная безопасность», которую она возглавляет, и в ней есть подраздел «нормативное регулирование». Страхование в нём предусмотрено, как отдельная разработка. Но пока больше с исследовательской точки зрения. Интересовало участников, есть ли инструменты, с помощью которых можно найти нехорошие «закладки» в программах, которые приобретают предприятия. Выступающие ответили коротко: есть. Представители предпринимательства Хабаровского края после сессии поделились, что есть типовые решения защиты информации, которые не требуют больших средств. Вложения в информационную безопасность бизнес сопоставляет с возможными рисками. Можно поставить «Файеруол», антивирус, регулярно обновляйте систему, и риск заражения будет минимальным. Целенаправленным хакерским атакам малый бизнес вряд ли будет подвергаться. Это больше относится к банкам, крупным компаниям. А от типовых атак есть и типовая защита. 

А вот руководитель информационной безопасности компании «Невада» Алексей Сергеев отметил, что даже для тех, кто постоянно повышает свою квалификацию в этой сфере, на сессии прозвучало немало нового, интересного в качестве методологических советов. В Хабаровске есть представительства российских крупных компаний, которые занимаются аудитом информационной безопасности. Компания прибегала к подобным услугам и намерена эту практику повторять в будущем. 

А контролёры ходят цугом 

Весьма продуктивно прошёл в рамках форума «Открытый диалог омбудсменов». На нём были озвучены красноречивые факты. Например, что наказания бизнеса за нарушения составляют 5 процентов ВВП России. В результате контрольно-надзорной деятельности 23 процента предпринимателей просто лишились своего бизнеса. Причём если федеральные и региональные органы реально снижают число проверок, то муниципальные резко наращивают. Перекос в сторону муниципального контроля — тренд нашего времени. С чем это связано — трудно сказать, но по факту таким образом указание президента России не выполняется. 

Многие предприниматели отмечают, что не чувствуют снижения административного давления, несмотря на принятые нормативные акты на уровне федерации. По одному и тому же моменту контролируют по четыре ведомства, при том, что документы лежат в открытом доступе. 

По мнению омбудсменов, одним из направлений защиты бизнеса может стать принятие чёткого и прозрачного регулирования государственного, регионального и муниципального контроля с целью максимального снижения количества и сроков проверок, числа проверяющих и отчётности, а также снижение размеров сборов на юридически значимые услуги муниципальных органов. 

Обратили внимание защитники бизнеса на необоснованно высокие штрафы. Сумма штрафов зачастую в разы превышает размер нарушения. Бакиров Альфир Филаевич — омбудсмен из Ярославля, привёл пример, когда на перевозчика был выписан штраф за перевес, в разы превышающий стоимость самого транспортного средства. Причём ни на одном посту не остановили и не предупредили о нарушении. Прозвучал на круглом столе и другой пример: в центре России на легальное предприятие постоянно поступали жалобы на неприятный запах, образующийся в результате производства. Предприниматель провёл полную реконструкцию, построил защитные сооружения, устранил все запахи. А жалобы всё не прекращались. В результате оказалось, что в этой промзоне работало ещё 9 предприятий. Из них 6 — нелегальные. И никто не обследовал территорию. Когда уполномоченный обратил внимание прокуратуры на это обстоятельство, нелегалы просто свернули производство. 

На круглом столе особо отметили, что профилактическая работа контрольно-надзорных органов практически полностью исключена. Наказание чиновников за неправомерные действия остаётся за его непосредственным начальством. Ни в одном законе иная ответственность не прописана. Омбудсмены считают, что необходима равная ответственность сторон. И если суд решит, что прав предприниматель, то чиновник должен покрывать издержки за свои действия из собственного кармана. 

В очередной раз участники встречи подняли проблему коррупции чиновников. Пятьдесят процентов предпринимателей отмечают, что проблема взяточничества за последние 4 годы не уменьшилась. Всё, что касается аренды земли и иных подобный действий, работает по правилу «не подмажешь — не поедешь». По мнению предпринимателей, уменьшить взяточничество поможет суровое наказание. И в этой связи встаёт вопрос о правах бизнес-омбудсменов. В системе судов уполномоченные по правам предпринимателей — никто. Предложение Альфира Бакирова прописать в законодательстве, что омбудсмены являются стороной в суде, зал встретил аплодисментами. 

Решили омбудсмены также внести предложения по изменению законодательства Российской Федерации об ответственности административных органов всех уровней за отсутствие профилактической работы и чрезмерные требования к бизнесу. Чтобы действовало правило: увидел нарушение — устраняй вместе с предпринимателем. 

Ещё одно предложение — обеспечить своевременное определение критериев риска (для рискоориентированного подхода к проверкам). Отсутствие положения не позволяет перейти на рискоориентированный подход, который должен быть введён 1 января 2018 года. Также, по мнению участников круглого стола, необходимо узаконить правило: если у предпринимателя нет нарушений, к нему с проверкой приходить нельзя. По этому принципу идёт весь цивилизованный мир. 

Предложили омбудсмены ещё одно кардинальное решение — исключить из оценки работы проверяющих структур штраф и его размеры. Качество работы определять соблюдением действующего законодательства. Обратиться к законодательным органам с предложением о продлении надзорных каникул для малого бизнеса. До 21 года. 

Участник круглого стола директор Центра юридической защиты предпринимателей Елена Кедя, комментируя обсуждение и решения «открытого диалога», отметила, что предложения на нём прозвучали хорошие, и, возможно, они сдвинут вопросы, о которых на разных площадках говорится ежегодно. В первую очередь о том, что административная нагрузка несоразмерна тем нарушениям, которые допускает бизнес. Несоразмерна и его ответственность перед потребителями. Предприниматели, которые работают на потребителя, до сих пор не обанкротились только потому, что не у всех потребителей хватает времени, сил и юристов, чтобы с предпринимателя что-нибудь вытрясти. Потому что если вы найдёте царапину на мебели, которая стоит 100 тысяч, то с предпринимателя взыщут 500 тысяч. 

Что касается отсутствия ответственности административных органов за нарушения — самовольные проверки, по мнению юриста, в этом вопросе должна быть политическая воля. 

Источник http://corpmsp.ru/pres_slujba/news/Анна Мешалкина,

Добавить комментарий